Главная | Регистрация | Вход | RSS
Вторник, 19.06.2012,
 03:05



















Меню сайта
Актуально
Электронный сервис
Электронный журнал
Расписание уроков
Каллиграфик
Рейтинг сайтов
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социальные и педагогические условия развития профессиональной компетентности учителя ПРОГРАММА

ПРОГРАММА ГОРОДСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Тема эксперимента: «Социально-педагогические условия развития профессиональной компетентности учителя»

1. Уровень экспериментальной площадки - городской

2. Цель эксперимента.

Выявление и использование актуальных ресурсов для развития креативного потенциала учителя на основании проектирования ситуаций развития внутреннего контекста.

3. Задачи эксперимента:

  • Изучить основные положения проектно-контекстного подход к процессу развития профессиональной компетентности учителей и описать этапы его использования;

  • Определить и описать понятие «креативный потенциал» учителя;

  • Разработать и провести диагностику уровня креативного потенциала учителя школы;

  • Провести диагностику актуальных ресурсов школы, необходимых и достаточных для развития креативного потенциала учителя;

  • Адаптировать контекстно-ориентированные образовательные технологии к использованию в практике организации субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе, способствующего развитию личности учащихся;

  • Разработать, апробировать  и внедрить систему трансляции контекстно-ориентированных образовательных технологий в рамках сетевого взаимодействия участников эксперимента;

  • Организовать систему дистанционной поддержки школ, работающих в сети по внедрению инновационных контекстно-ориентированных технологий в процесс развития профессиональной компетентности учителей.

4. Объект исследования.

Объектом экспериментального исследования является профессионально-педагогическая деятельность современного учителя. Современной тенденцией развития образования является переход от информационных к системно-деятельностным моделям обучения. В связи с этим необходимо выделить такие аспекты педагогической деятельности учителя, исследование которых позволяет прогнозировать позитивные изменения в профессионально-педагогической деятельности:

  • педагогический аспект - способность использовать эффективные педагогические технологии при организации учебно-воспитательного процесса;

  • психологический аспект - способность создать благоприятную комфортную среду в процессе обучения;

  • управленческий аспект - способность к аналитической, диагностической, проектировочной, прогностической деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса.

Предметом экспериментального исследования являются условия развития профессиональной компетентности учителя в современной школе. Преобразовательная деятельность в эксперименте направлена на выявление с позиций теории контекстного обучения таких педагогических, психолого-педагогических и научно-методических  условий, при которых использование традиционных  педагогических  подходов, технологий, способов и приёмов в научно обоснованном интегративном единстве с инновационными было бы максимально эффективным. К условиям обычно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит (С. И. Ожегов). Предлагая для исследования комплекс условий, мы подразумеваем проявления внутреннего и внешнего контекста деятельности учителя, обеспечивающие эффективность процесса педагогического взаимодействия  различного уровня в современной школе. Отметим, что педагогическое взаимодействие в данном случае рассматривается в пяти плоскостях. Первая плоскость – отношения между учителем и учеником. Вторая – между учителем и коллегами. Третья – между учителем и администрацией. Четвертая плоскость – отношения между учителем и родителями учеников. И, наконец, пятая – это взаимоотношения учителя с социумом, с людьми, живущими по соседству со школой, работниками медицинских учреждений, торговых точек, культурно-развлекательных учреждений, транспортных служб, с которыми учитель вступает во взаимодействие в ходе обучающей и воспитывающей деятельности. Ситуации такого взаимодействия оказывают различное влияние на процесс развития профессиональной компетентности учителя. Моделирование вариантов позитивного решения проблемных ситуаций и выявление условий для их максимально эффективного использования является предметом экспериментально-исследовательской деятельности.

5. Перспективный план экспериментальной деятельности (по этапам эксперимента) не является первым этапом; у каждого этапа должен быть результат.

А. Первый этап (сентябрь 2009 – август 2010) – подготовительный.

  • Предполагает решение следующих задач:Подбор образовательных технологий, использование которых оказывает положительное влияние на развитие профессиональной компетентности учителя;

  • Исследование структуры профессиональной компетентности учителя.

На  этом этапе предполагается организовать экспериментальные команды различных образовательных учреждениях, ориентированных на разработку организационных форм внедрения в практику работы учителя инновационных контекстно-ориентированных образовательных технологий. 

Результат этапа  запуск мониторинга мотивации учителя к использованию  контекстно-ориентированных образовательных технологий. 

Б. Второй этап (сентябрь 2010 – август 2011) – основной.

Предполагает решение следующих  задач:

  • Разработка методологии контекстно-ориентированных образовательных технологий;

  • Описание выявленных в ходе мониторинга социальных и педагогических условий, необходимых для развития креативного потенциала учителя, определяющего уровень его профессиональной компетентности;

  • Создание базы данных контекстно-ориентированных образовательных технологий, методик, методов, форм и приёмов, оказывающих  положительное влияние на развитие креативного потенциала учителя, определяющего уровень его профессиональной компетентности;

На данном этапе предполагается разработка модели развития профессиональной компетентности учителя, обоснование необходимости  постоянного ресурсного сопровождения этого процесса.

Результат этапа: Создание документов, необходимых для осуществления диагностики креативного потенциала учителя, необходимого и достаточного для развития личности ученика.

В. Третий этап (сентябрь 2011 – август 2012) – заключительный

Предполагает решение следующих  задач:

  • Проектирование организационных форм использования контекстно-ориентированных образовательных технологий для развития креативного потенциала учителя, а, соответственно, и его профессиональной компетентности  в соответствии с выявленными ресурсами и социально-педагогическими условиями;
  • Создание системы транслирования интерактивных компонентов контекстно-ориентированных образовательных технологий.

    На данном этапе предполагается описание тех контекстно-ориентированных образовательных технологий, которые в наибольшей степени способствуют развитию креативного потенциала учителя, являющегося одним из ресурсов становления и развития его профессиональной компетентности учителя на основании анализа результатов мониторинга. Разработка функциональных обязанностей специалиста ресурсного центра контекстно-ориентированных образовательных технологий. 

Результат этапа: Оформление рекомендаций по проведению диагностики уровня креативного потенциала учителя и описание использования материалов ресурсного центра педагогической поддержки становления профессионализма учителя для организации процесса продуктивного социально-педагогического взаимодействия.

6. Предполагаемые результаты.

Предполагаемый результат заключается в том, что у учителя появится возможность смоделировать использование подобранного ресурса (контекстно-ориентированные технологии, традиционные и инновационные педагогические подходы, способы, приёмы и т.д.) для принятия решения о целесообразности его применения в конкретной социокультурной ситуации педагогического взаимодействия, способствующей развитию личности ученика.

Результаты, планируемые:

1. Выявление актуальных для школы ресурсов развития профессионализма учителя –  на основании проведенной диагностики ресурсов развития школы будут определены те конкретные ресурсы, использование которых позволит активизировать креативный потенциал учителя, необходимый для развития личности учащихся;

2.Разработка содержания базы данных для ресурсного центра педагогической поддержки становления и развития профессионализма учителя.  На различных этапах деятельности участники экспериментального исследования создадут блок алгоритмов, ситуаций,  приемов и методик работы учителя в различных ситуациях социально-педагогического взаимодействия, необходимых для создания модели ресурсного центра;

Другие результаты работы поэтапные результаты.

  • Разработка комплекса диагностических процедур для определения уровня креативного потенциала учителя;

  • комплекс печатных и электронных документов, содержащих описание наиболее эффективных для развития профессиональной компетентности учителей инновационных контекстно-ориентированных технологий;

  • разработка тем учительских проектов, направленных на развитие личности ученика.

7. Список образовательных учреждений – участников экспериментальной деятельности:

ГОУ СОШ №1223, ГОУ ЦО № 1484 им. А.М. Горького, ГОУ ЦО № 1454,  ГОУ ЦО «Класс-центр» № 686, ГОУ СОШ № 185, ГОУ ЦО № 1239.

8. Концепция экспериментальной деятельности в данном направлении.

Современный этап развития российского образования характеризуется становлением, наряду с традиционной педагогикой, педагогики инновационной. Модернизация общего образования продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Растут требования к его профессиональным качествам и результатам деятельности. В повышении профессионализма педагогических кадров особое значение придается освоению достижений современной педагогической мысли и анализу богатого опыта практико-ориентированных научных школ.

Это особенно важно в условиях, когда педагогическая наука до настоящего времени не дала однозначного аргументированного ответа на актуальные вопросы о сущностных характеристиках профессионализма учителя, закономерностях, факторах и условиях его становления и развития, способствующих решению задач модернизации российского образования и его интеграции в европейскую и мировую образовательную систему.

Иначе говоря, актуальна проблема развития профессионально-педагогической компетентности современного учителя. Ее разрешение предполагает проведение масштабного экспериментального исследования. Для развертывания и успешного завершения эксперимента сложились реальные научные предпосылки. Наиболее продуктивной в рассматриваемом отношении является теория контекстного обучения А.А. Вербицкого, развиваемая в нашей стране в течение около 30-ти лет. Эта теория ориентирована на  создание интегративного единства пяти сред, задающих смыслообразующие контексты деятельности субъектов образовательного процесса в современной школе: информационной, общекультурной, социальной, предметно-профессиональной и собственно образовательной. Контекстным является такое обучение, в котором в разнообразных формах организации образовательной деятельности, традиционных и новых, динамически модели­руется общекультурное, духовное, предметное, социальное и образовательное содер­жание жизнедеятельности школьника, осуществляется транс­формация его учебно-познавательной деятельности в социально-практическую.

Источниками контекстного обучения являются: деятельностная теория учения, развитая в отечественной психологии и педагогике; теоретическое обобщение многообразного опыта использования, форм и методов инновационного обучения; понимание смыслообразующего влияния предметного и социального контекстов культуры, социальной жизни и будущей профессиональной деятельности школьника на процесс и результаты его образовательной деятельности.

Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека. Внешний контекст– предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.

В русле теории контекстного обучения разработан и экспериментально апробирован проектно-контекстный подход (О.Н. Мачехина) к организации школьного образовательного процесса. Это  подход  к обучению и воспитанию в средней школе учреждениях среднего и высшего педагогического образования, который заключается в проектировании и широком использовании в органичном единстве с наиболее продуктивными традиционными педагогическими технологиями обучающих предметных и социальных ситуаций и ролевых игр как форм контекстного обучения.

Организация эксперимента предполагает также обращение к концепции непрерывного педагогического образования, разработанной авторским коллективом под руководством В.А. Сластенина, предложенной А.В. Хуторским компетентностной модели школьного образования. Отдавая должное этим и другим подходам, нужно заметить, что в педагогической литературе нет исследований, посвященных выявлению педагогических и психолого-педагогических условий, необходимых для развития педагогической компетентности учителя в контексте его профессионально-практической деятельности.

Предлагаемый эксперимент направлен на решение конкретной научно-практической задачи: выявление с позиций теории контекстного обучения таких педагогических, психолого-педагогических и научно-методических условий, при которых использование традиционных педагогических подходов, технологий, способов и приёмов в научно обоснованном интегративном единстве с инновационными было бы максимально эффективным.

Содержательным ядром эксперимента, его концептуальная идеей видится анализ, подбор и расширение ресурсов повышения профессиональной компетентности учителя и их сертификация через моделирование возможностей использования этих ресурсов в конкретных предметных и социальных ситуациях педагогического взаимодействия.

В результате эксперимента у учителя появится возможность смоделировать использование подобранного ресурса для принятия решения о целесообразности его применения в конкретном социокультурном окружении в соответствии со следующими этапами:

– выявление противоречия в педагогическом взаимодействии;

– формулирование проблемы и ее разрешение с использованием компьютерной программы

– постановка задач, решение каждой из которых приводит к постепенной ликвидации проблемы.

В числе задач можно назвать такие, как подбор ресурса (например, контекстно-ориентированной образовательной технологии или интерактивной компьютерной игры), моделирование ситуации использования ресурса. При этом под контекстно-ориентированной технологией понимается  последовательная  система действий учителя, связанная с использованием определенных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, создающего заданную совокупность условий для актуализации внутреннего и внешнего контекстов личности учителя и ученика.

Объявления
Летний отдых
Сайт школы ДО
Визитная карточка
О школе
ФГОС
ОБЩЕЕ
Архив записей
ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН ИНСПЕКТОРОМ ПДН ОВД ПО РАЙОНУ КОПТЕВО
  • ПРИЕМ: ЧЕТВЕРГ С 11.00 до 13.00 Старший лейтенант полиции Горячева Анна Александровна
Права ребенка
ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
Микророботы
Поиск
Наши координаты: 125008, Москва, Михалковская ул., дом 3
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 185 г. Москвы»
Директор школы Попова Ольга Владимировна
8(499) 154-43-61 - канцелярия
8(499) 153-39-96 - учительская средней школы
8(499) 154-44-41 - завуч
8(499) 153-12-71 - охрана
8(499) 153-12-01 - директор
Сайт школы: www.school-185.ru


       
ГБОУ СОШ №185 © 19.06.2012
Хостинг от uCoz